Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: как нетерпимость перешла с улиц в интернет
Сегодня тенденцию по распространению в сети интернет контента, либо преступно опасного, либо призвано разжигать нетерпимость и ненависть, признают уже все эксперты. Однако старт самому процессу был дан уже несколько лет назад. Так, в 2016 году специалисты Центра Кантора по изучению еврейства в современной Европе, представляя на суд общественности свой традиционный ежегодный отчёт об уровне антисемитизма в мире отметили по итогам 2016 года этот факт: при снижении общего числа преступлений на почве нетерпимости к евреям значительно выросло число его проявлений в информационном пространстве. Как отмечал основатель центра и президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор, комментируя публикацию, оскорбления, угрозы, теории заговора и прочие антисемитские высказывания буквально переполнили информационную сферу, и интернет по этим показателям оказался на первых местах.
Разумеется, случаи словесного разжигания антисемитизма и ненависти нередко встречались и до этих пор, однако, по словам Вячеслава Моше Кантора, именно в 2016 году явление это стало массовым. Причём, вопреки расхожим убеждениям о том, что словами навредить нельзя, именно распространение подобного контента во многом мотивировало и отдельных реальных преступников. Вячеслав Моше Кантор в частности приводил немало данных из допросов задержанных нарушителей и преступников, совершавших акты вандализма против еврейских мемориалов и иной собственности, а также нападавших на евреев. На этих допросах злоумышленники открыто признавали, что идеи для своих преступлений почерпнули в интернете.
В такой ситуации, убеждён Вячеслав Моше Кантор, предотвращение антисемитизма становится уже далеко не только делом правоохранительных органов – необходимо объединить усилия и с представителями гражданского общества, и с интернет-компаниями для того, чтобы в целом обезопасить и очистить информационное пространство. Последние, к слову, по признаю самого Вячеслава Моше Кантора уже прикладывают серьёзные усилия, чтобы помешать ненависти расползаться в сети. Такие интернет-гиганты, как Google, Twitter, Youtube, Microsoft и Facebook, идут на цензуру и удаление нежелательных материалов, однако даже совместных усилий их оказывается недостаточно, и проблема по-прежнему остаётся нерешённой. Во многом это связано с тем, что сами механизмы мониторинга контента в сети далеки от идеальных и ещё недостаточно эффективны, чтобы действительно работать на 100%.
По мнению самого Вячеслава Моше Кантора, проблема кроется изначально в тех возможностях, которые предоставляют площадки в интернете. Всемирная паутина с начала своего существования позиционировалась как свободная и от цензуры, и от необходимости пользоваться реальными личными данными, а в дальнейшем сама атмосфера на многих площадках стала располагать к тому, чтобы на них публиковался спорный и вызывающий возмущение или привлекающий внимание контент. Дух бунтарства, эпатажное поведение – всё это интернет приветствовал и продолжает приветствовать. Увы, констатирует Вячеслав Моше Кантор, для отдельных личностей агрессия и оскорбления быстро стали единственным способом привлечения к себе внимания.
Сами социальные сети, как и сам интернет – не воплощение зла, уверен президент ЕЕК, но инструмент, которым пока злоумышленники пользуются куда эффективнее, чем представители власти и правопорядка. Социальные сети сегодня, приходится признать, являются способом самого быстрого донесения информации до максимально большого количества людей – и нередко эта информация далеко не человеколюбивого толка.